Сегодня наплыв учеников в автошколы настолько велик, что эти учреждения не всегда могут справиться с потоком клиентов. Чтобы не ждать в очереди, люди обращаются к услугам частных инструкторов – благо в крупных городах их появляется все больше и больше. Соблазн стать индивидуальным преподавателем по вождению велик, ведь у человека появляется возможность заработка при свободном режиме работы.
Квалификация инструкторов, предлагающих услуги новичкам, неодинакова. Среди них встречаются настоящие профессионалы, способные по максимуму передать свои познания и навыки ученику. Начинающие водители, прошедшие подготовку у таких мастеров, не просто знают, как завести машину и проехать несколько метров, но довольно уверенно ориентируются в городской среде, умеют перестраиваться, маневрировать и т.д.
Однако, как и в других сферах, услуги автоинструкторов могут вызвать нарекания. И отсюда вопрос: существует ли организация, контролирующая деятельность частников? И можно ли отправить куда-нибудь жалобу на нерадивого инструктора, потребовать возмещения убытков?
Первое: в России существует порядок получения разрешений на право работать частным автоинструктором. Для этого желающий должен получить Свидетельство о прохождении обучения по данной специализации, которое выдается ГИБДД. Начиная свою подготовку у частника, обязательно проверьте, есть ли у инструктора такой документ и не просрочен ли он.
Второе: автомобиль, используемый как учебный, должен оборудоваться дополнительными педалями, причем переделка эта обязательно регистрируется в ПТС, в графе «особые отметки». На талоне техосмотра ставится пометка «учебный автомобиль», а государственный ТО инструктор обязан проходить ежегодно.
Разумеется, у автоинструктора должны быть водительские права, причем той категории, по которой он ведет подготовку. Кроме того, все частные автоинструкторы должны зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и платить налог.
До начала уроков инструктор заключает с клиентом договор. Подписывая соглашение, внимательно ознакомьтесь со всеми его пунктами. Убедитесь, что в документе нет пункта, по которому именно ученик берет на себя обязанность платить ущерб, нанесенный учебному автомобилю при аварии. Это очень важный момент: дело в том, что до получения прав человек не может самостоятельно управлять авто и нести ответственность за последствия ДТП. Если вы не берете дополнительные уроки уже после оформления прав, то являетесь всего лишь учеником.
В ПДД есть положение, согласно которому именно находящийся в машине инструктор (пусть он и сидит на пассажирском сидении) приравнивается к водителю и несет ответственность за все действия стажера.
А теперь давайте рассмотрим вопрос о том, кто контролирует деятельность частных автоинструкторов и кому можно отправить жалобу. Если вы недовольны работой тренера, самым простым решение будет найти другого. Как правило, люди платят инструкторам за отработанные часы, а не вперед, так что финансовых проблем не возникнет.
Поскольку инструктор работает на основании свидетельства индивидуального предпринимателя, то его деятельность регулируется законодательством о защите прав потребителей, то есть в случае разногласий клиент может дойти до суда. Кроме того, вы можете обратиться в ГИБДД, ведь именно эта организация выдает лицензию автоинструктора.
До сих пор споры между учениками и инструкторами не приобретали массового характера, потому что тренеры стремятся поддерживать свою репутацию, а потому всегда стремятся решать вопросы непосредственно с клиентом, не вынося конфликт на широкую публику.