Автошколам и частным инструкторам

Вход или Регистрация

 
 
Начало Библиотека Устройство и эксплуатация Автоматическая коробка передач с системой Tiptronic

Автоматическая коробка передач с системой Tiptronic

С момента изобретения автоматической коробки передач (а с тех пор прошло уже около полувека), перед покупателем автомобиля становится нелёгкий выбор: какую же коробку выбрать -  ручную или автоматическую. Выбор действительно непростой, поскольку оба варианта имеют и плюсы, и минусы.

Коробку-автомат, как правило, выбирают водители, предпочитающие прикладывать к процессу вождения как можно меньше усилий. На механике свой выбор останавливают любители надёжности и прочности.

Понимая это, автомобилестроители предпринимали немало попыток, пытаясь совместить автоматическую и механическую коробки передач. Ещё в тридцатых годах прошлого века монстры автомобильной индустрии «Крайслер» и «Плакард» делали попытки оснастить механическую коробку некоторыми элементами автоматики. В результате получилась полуавтоматическая коробка.

Но сегодня мы поговорим о другом устройстве, являющемся противоположностью полуавтомату: автоматической коробке передач, имеющей в своей конструкции элементы механической. Данным агрегатом, получившим название Tiptronic, был впервые оснащён автомобиль «Порше 911», вышедший на рынок в 1990 году.

В основе пятиступенчатой коробки передач Tiptronic лежит автомат с ручным типом переключения рычага скоростей. Основной плюс данной коробки заключается в том, что водитель имеет выбор между активным (ручным) способом переключения передач и более удобным автоматическим.

Если не задействовать систему «АКПП Tiptronic», то данная коробка функционирует как обычная автоматическая. Решение о необходимости переключения на ту или иную передачу принимает бортовой компьютер. Если же водитель хочет управлять процессом самостоятельно, то может это сделать при помощи дополнительного паза, находящегося на ручке переключения передач, или посредством нажатии кнопок управления, находящихся прямо на руле, что позволяет переключаться между передачами, не отрывая от него рук. Панель управления, как правило, показывает действующую скорость, а для переключения на более низкие или более высокие передачи нужно нажимать кнопки «-» и «+». Переключение между скоростями происходит мягко и без рывков, и при этом не нужно использовать сцепление, что в разы усиливает комфорт от процесса вождения, и позволяет не терять во время переключения тяговую силу.

Поскольку коробка Tiptronic позволяет управлять трансмиссией напрямую, минуя бортовой ПК, водитель имеет возможность в любой момент взять управление процессом переключения передач в свои руки, что крайне полезно, к примеру, когда есть необходимость тормозить двигателем.

Чтобы ручное управление не повредило двигатель, в системе Tiptronic предусмотрена специальная защита. Если же ручное управление некоторое время будет оставаться незадействованным, бортовой компьютер вновь возьмёт на себя управление автомобилем. Данная система позволяет также устанавливать режимы переключения скоростей с определённой задержкой.

В данный момент система Tiptronic устанавливается на автомобили в качестве дополнения класса «Спорт». Принцип работы этой коробки взяли на вооружение и другие производители, в частности, «БМВ» и «Крайслер», но поскольку торговую марку «Tiptronic» зарегистрировал «Порше», их изделия имеют другие названия.

Коробки передач, оснащённые системой  Tiptronic, очень быстро доказали своё превосходство перед обычными коробками-автоматами. Помимо комфортной езды и возможности выбора режима переключения скоростей, что позволяет контролировать динамику авто при разных режимах работы, к ним можно отнести и экономичность в расходе топлива, хотя она всё равно не столь велика, как при ручной коробке. Однако эти коробки не лишены всех тех недостатков, которых не наблюдается в механических коробках. К её недостаткам можно отнести большие габариты и вес, а также заметную задержку переключения, которая не исчезает даже если коробку эксплуатировать в ручном режиме на скорости от нуля до ста км/ч. К примеру, в «Ауди-А5» эта задержка составляет 0,1 секунды, а в «Порше-Кайман С» - 0,7 секунд.