17 июня 2025
В столице состоялась презентация новой всероссийской инициативы, призванной изменить подход к безопасности на дорогах. В пресс-центре «Комсомольской правды» Госавтоинспекция официально объявила о старте социальной кампании «Продвижение безопасности» — масштабного просветительского проекта, направленного, в первую очередь, на защиту пешеходов.
Кампания, которая в 2025 году охватит 40 регионов страны и продлится до декабря, станет одной из ключевых составляющих федерального проекта «Безопасность дорожного движения» в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Её цель — не просто напомнить о правилах, а сформировать у людей привычку безопасного поведения на улицах и дорогах.
Несмотря на то, что общее число ДТП в России постепенно снижается, ситуация с пешеходами остаётся тревожной. По итогам 2024 года в стране зарегистрировали 34 367 аварий с участием пешеходов. Более 3,3 тысяч человек погибли, ещё свыше 32 тысяч получили травмы. Наезд на пешехода — второй по частоте вид ДТП, уступая лишь столкновениям между транспортными средствами, и составляет почти четверть всех происшествий на дорогах.
Особую настороженность вызывает статистика ночных аварий. Почти 37% таких ДТП происходит в тёмное время суток, когда доля погибших взлетает до 67%. Показатель тяжести последствий — количество погибших на 100 пострадавших — в ночное время почти в 3,5 раза выше, чем днём. При этом, если в городах большинство аварий происходят на перекрёстках и пешеходных переходах, то за их пределами каждый второй пострадавший пешеход получает смертельное ранение.
«Пешеход — это самый уязвимый участник движения. И он им становится с первых дней жизни — пусть и в коляске, но уже в зоне риска», — подчеркнул на пресс-конференции заместитель начальника Главного управления ОБДД МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин. Он напомнил, что предыдущие подобные кампании, реализованные в 15 регионах, показали высокую эффективность. Теперь же масштаб расширяется — от Урала до Дальнего Востока.
Целевая аудитория кампании — всё население: дети, родители, водители, студенты, пожилые люди. Мероприятия пройдут в торговых центрах, парках, у пешеходных переходов и на автозаправках. В автошколах — лекции и видеоролики для будущих водителей. В школах и детских садах — игровые форматы, адаптированные под возраст. Уже запланированы челленджи в соцсетях, где молодёжь сможет создавать свой контент на тему безопасности.
«Сейчас дети с раннего возраста сталкиваются с транспортом — не только как пассажиры, но и как пользователи самокатов, велосипедов, гироскутеров. Нужно, чтобы они с детства понимали: дорога — это не игровая площадка», — отметила Юлия Костыряченко, замдиректора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России.
Среди гостей мероприятия оказался и легендарный хоккеист, депутат Госдумы Вячеслав Фетисов. «Скажу как пешеход: я люблю ходить, гулять, наблюдать за городом. Но вижу, как часто нарушаются правила — и водителями, и теми, кто идёт по проезжей части. Нагрузка на полицию огромная. А значит, и общество должно включиться», — сказал он.
Как подчеркнул Антон Козлов, замдиректора Департамента дорожного хозяйства Минтранса России, за последние годы благодаря системным мерам удалось спасти более 10 тысяч жизней по сравнению с 2018 годом. Однако задачи впереди — амбициозные: к 2030 году сократить смертность на дорогах в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2024 года.
«Продвижение безопасности» — не просто лозунг. Это попытка изменить культуру поведения на дорогах. Потому что каждый пешеход — это человек. А каждый его шаг — может быть последним.